Информационный портал «Маяк» :: Я- чеченец

Информационный портал «Маяк» :: Я- чеченец

В книге несколько повестей и рассказов, интересных и с точки зрения чистой литературы — языка, образов, сюжетов, — и с точки зрения контекста, в котором эти произведения создавались.

Герману Садулаеву слегка за тридцать, отец у него чеченец, мать — русская, он родился в поселке Шали тогда еще Чечено-Ингушской АСCР. Там вырос, оттуда уехал учиться на юриста в Петербург, еще до начала, как теперь говорят, «первой» войны. Там, в Петербурге, живет и сейчас, работает юристом. Выходила его книга «Радио Fuck», про питерскую жизнь — этакие городские рассказы из жизни поколения тридцатилетних. Чеченской войны там не было. Она шла на родине автора, где остались сестра, родители, друзья, и в его душе — что следует из книги, хотя Садулаев из тех чеченцев, которые, цитирую, «потеряли корни уже давно, еще до того, как начались войны». И мы скитаемся, «подобно облаку, разорванному ветром, не находя пристанища ни в том, ни в этом мире. Мы стали чужими там, мы никогда не станем своими здесь. Мы даже не помнили, мы бы давно забыли, что мы чеченцы, но нам напоминают об этом. Россия делает все для того, чтобы чеченцы стали настоящей нацией, единой и монолитной, и каждого птенца, выпавшего из гнезда, она силой запихивает обратно». Конец цитаты, может быть, несколько пафосной, но Садулаеву свойствен эпический стиль, в сочетании с тончайшей порою лирикой. Я, читая книгу, убедился, что почти ничего о Чечне не знаю, не знал, или взгляд мой был односторонен. А для того, чтобы хоть что-то понять о Чечне и чеченцах, достаточно прочитать повесть Садулаева под названием «Одна ласточка еще не делает весны». Не случайно она, эта «осколочная» повесть, как гласит подзаголовок, открывает сборник. Не стану пересказывать, приведу несколько цитат:
«Пусть уходят любимые женщины, пусть нищета разоряет твой дом, пусть на твоих руках истекают кровью товарищи, ты не можешь плакать, если ты чеченец, если ты мужчина. Только один раз, всего один раз в жизни ты можешь плакать: когда умирает мать».

«Если приходит беда, мы можем уйти в горы. Беда всегда приходит с севера».

«Каждый тэйп сохранил память о своем историческом происхождении, и тэйпы так и не переплавились. Все помнят, что тэйп Гуной происходит из русских, скорее всего, самый многочисленный тэйп Беной ведет начало от хурритов, происшедшие от хазар тэйпы до сих пор именуют горскими евреями, татами, мой тэйп, Эрсной — потомки индоевропейских переселенцев…»

«Чеченец всегда держит себя так, как будто сегодня ему принадлежит весь мир, а завтра его все равно убьют».

И наконец, последняя цитата: «Только русские женщины могут рассеять, уничтожить чеченский народ».

Я — русский, родился и живу в Москве. Но мне понятна мысль, понятны боль и правда моего ровесника, питерского чеченца Германа Садулаева, россиянина, гражданина нашей с ним общей страны. Почитайте его книгу «Я — чеченец!», после нее можно попробовать взглянуть на страну и мир, и себя в этом мире другим, честным взглядом.

http://www.radiomayak.ru/schedules/10627/27192.html

Добавить комментарий